06.10.2017 в 20:40
Пишет Дара Ливень:О женском творчестве. Наболевшее.URL записи
Очень давно сложилось так исторически, что авторами в европейской культуре были мужчины. Женщинам отводилась роль почитательниц, слушательниц, вдохновительниц - но не творцов. Много, эмоционально, шовинистично.История не знает НИ ОДНОЙ женщины, которая бы писала - стихи или прозу, не суть - и была при этом счастлива в семейной жизни и пользовалась признанием. Роулинг в пример можно не приводить - она для меня примерно на уровне карманной Дашковой и иже с ней. Это не настоящая литература, это жвачка для ума. Любое творчество, которое вдохновляется в первую очередь энной суммой гонорара, для меня выше этой жвачки не поднимается, уровень популярности при этом параллелен. Имею мнение, не навязываю его другим, не собираюсь об этом спорить. Я вообще о другом.
Настоящих женщин-творцов история знает. Не знает успешных в чисто женской сфере...
Женщинам, которые пишут настоящее - не головоломное, а именно настоящее - до сих пор приходится доказывать свое право на наличие ума и души, как бы это странно ни выглядело в век вроде бы победившей эмансипации. Ты можешь вести бизнес, можешь вкалывать или учиться где захочешь, или где позволят материальные средства, но ты не можешь что-то написать и не наткнуться на шаблон "женская литература". Женская - несерьезная. Не способная ничего дать уму. И несказанно радует, что, несмотря на этот шаблон, настоящее - появляется. Пробивается. Находит своих читателей.
За мужчиной-автором всегда или почти всегда (если он не убежденный холостяк, скажем) стоит оберегающая его творческое вдохновение женщина - жена, сестра, мать, дочь... Она создает ему условия для творчества. Ходит на цыпочках, чтобы не дай Бог не спугнуть капризную Музу. Учит ходить на цыпочках все остальное семейство.
За женщиной-автором стоит целый полк требующих от нее чего угодно, но только не плодовитости в творчестве. Она должна - и список того, что должна, почти бесконечен. Никто не оберегает ее, никто не поддерживает, никто не создает условия для работы над словом. И я не говорю о комментаторах, которые, бывает, поддерживают, бывает, не особо - они в любом случае не рядом. А вот родственники, сослуживцы, соседи - они рядом всегда. И женщина должна им всем.
Это одна сторона монеты.
Вторая - девочек у нас традиционно воспитывают в духе жертвенности и самоотречения. Девочка, женщина не может быть ценна сама по себе. Только если она убивается ради каких-то чужих идеалов, чужого комфорта, если она ВЫСТРАДАЛА хотя бы мизерную похвалу, тогда и только тогда ее могут счесть достойной доброго слова. Мы не умеем думать о себе хорошо. Мы не умеем себя хвалить и любить - мы же НЕ ЗАСЛУЖИЛИ... Именно поэтому мы так цепляемся за комментарии к своим текстам - мы боимся оценить их сами как хорошие. Мы боимся, что недостаточно себя помучили, чтобы счесть их хорошими. Нам нужно, чтобы нам это сказали: да, вот это написано хорошо. Когда нам не говорят такого, мы начинаем страдать. Мы не получаем оценки извне, и не можем перешагнуть через запрет на хорошее мнение о себе.
И это вторая сторона монеты.
Но у нее есть еще ребро...
Поставь монету на него.
Посмотри на свои тексты как на чужие. Спроси себя - вот это я хотела бы видеть в чужих текстах? Мне бы понравилось читать подобное у других?
Я уверена, что ответ будет "да".
У нас у каждой первой токсичная семейная среда, за редкими счастливыми исключениями. У нас гормональные качели, у нас дети-муж-работа-дом, у нас очень часто на творчество остаются скупые минуты, украденные у отдыха. Кто-то сдается и навсегда закрывает для себя последнюю отдушину, через которую рвется в мир еще один ребенок - настоящее, выстраданное, сотворенное... Кто-то продолжает бороться.
И вот что я хочу вам сказать...
Вы хорошие. Вы настоящие. У вас все получается. Когда вам кажется, что вы стали писать/лепить/рисовать/сочинять музыку хуже, чем раньше, это всего лишь естественный этап роста мастерства. Когда-то все получалось легко, на одном дыхании, но эта легкость - не лучшесть. Раннее запомнилось легкостью и быстротой достигнутого результата. Не уровнем мастерства. Да, так как раньше, вы никогда не будете творить. Потому что сейчас вы творите иначе. Лучше. Качественнее. Не легче, да. Труднее. Потому что силы уже не те, что прежде, но и потому, что высокое мастерство требует бОльших усилий.
Не надо бояться, что исписались - порой возникает пауза, потому что так, как раньше, уже все сказано/сделано, а по-новому - еще не созрело, еще непонятно - как надо. Созреет. Поймется. И придет в мир.
Не надо бояться, что вы пишете не то, не о том и не так. У любого творчества есть один безошибочный показатель настоящести: нравственность. Времена могут меняться, нравы могут меняться, целые народы могут меняться, но основной задачей творчества было, есть и будет возвышение человека. Смотрите не на конъюнктуру, не на "струю" - в этой струе столько канализационных отходов, что выцепить что-то стОящее практически невозможно. Смотрите в себя. Если после созданного/прочитанного/увиденного/услышанного вы понимаете, что приподнялись над собой - все правильно. Все верно. Все по-настоящему.
Если нет - вот тогда есть о чем беспокоиться...
Творите. Несмотря ни на что. В конце концов, именно со-Творцом Богу человек и был создан.
Радости вам.