Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:54 

«Подвинулся белый свет, уступил сумеркам»

Tawe
Только красота и массовые расстрелы спасут этот мир


14(27) сентября отмечается Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки [Капустницы]) — народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

О происхождении праздника есть несколько версий.
По первой версии св. Елена, мать византийского императора Константина Великого, нашла на Святой земле место распятия и погребения Христа — Голгофу и пещеру Гроба Господня. Здесь были поставлены храмы Юпитера и Венеры. Раскопав холм, она обнаружила три креста. Определить крест Иисуса Христа удалось после исцеления больной, приложившейся к нему. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли для погребения. Часть этого «животворящего» креста Елена послала своему сыну Константину, а главная его часть была положена в иерусалимской церкви. Впоследствии над пещерой Гроба Господня была построена церковь, освященная 14 сентября 335 года. В апокрифе «Беседа Иерусалимская» сообщается, что крест Христов был изготовлен плотником Валсамоном из трех пород дерева: ели, кедра и кипариса, древесина которых наиболее долговечна, что и помогло сохраниться кресту Господню. Чтобы дать возможность христианам, собравшимся на Голгофе, увидеть святыню, иерусалимский патриарх Макарий поднимал или «воздвигал» крест над головами молящихся. В ознаменование этого события и был учрежден праздник Воздвижения.

По другому преданию, обретение креста Господня относится к VII в., когда в 614 году на Иерусалим напал персидский царь Хосров II, который завоевал город и увез с собою святой крест. В 631 году греческим императором Ираклием, одержавшим победу над персами, святой крест был возвращен в Иерусалим и вновь воздвигнут на Голгофе.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на «еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина», который отказался сказать, где находятся «кресты честны» и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которых говорили апостолы.

По другому преданию, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью», поднимаются («воздвигаются») одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято». Победу одерживает правда с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня (Поволжье).

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятница-середа, постная еда»; «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, — на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина — тот все свои молитвы убивает».

По народным приметам в этот день птицы встают на крыло, улетая в верхний мир, где живут души умерших — в Ирий (Вырай, Вырий). Кукушка, первой улетающая в обетованную страну и возвращающаяся оттуда последней, поэтому и зовётся ключницей Вирая. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим. Человек, который видит последний отлет птиц в этот день, может загадать желание. Считается, что желание обязательно исполнится.

Воздвиженье — третья, последняя встреча осени. На Воздвиженье — осень к зиме быстрее движется. Этот день в народе считался окончанием бабьего лета. Тепла больше не будет. Конечно, осень еще порадует хорошими денечками, но летнего тепла ожидать не приходится. «Воздвижение — кафтан с шубой сдвинулся», «Воздвижение — кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвижение осень зиме навстречу двигает», «Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит».

Во многих краях России от Воздвижения до Благовещения не ходили в лес. Особенно строгим был запрет ходить в лес на Воздвижение, когда змеи и гады сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие под землю к своей матери, не заползли по ошибке на двор. Также считалось, что если змея в этот день укусит человека, то до норы не доползет, а останется мерзнуть на морозе.

Еще в этот день в лесу медведь себе берлогу устраивает, а лешие сгоняют в этот день в одно место всё подвластное им зверьё, делая ему смотр перед наступающей зимою, и нельзя им мешать. Тому, кто лешему помешает, обратно ходу нет.

Кроме леших, важен был этот день и для овинника — духа, живущего в овине и принимающего облик хозяина дома. В Воздвижение отмечались «овинные именины». Овин «отдыхал» — его не разрешалось топить; не работали и молотильщики. Если овин был уже «насажен», т.е. в него были уложены все снопы, то хозяин делал вид, что «рассаживает» овин, вынимая два верхних снопа. В этот день хозяйка расстилала на «садиле» — овинном окне — вышитое полотенце и оставляла на ночь угощение овину и «овинному» хозяину. Праздничной трапезой ознаменовывалось Воздвижение и для молотильщиков.

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным. В этот день лучше не отдавать ничего из дому.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; обрабатывали лён («мяли куделю»). С Воздвиженья можно было сажать озимый чеснок. В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ у деревенских баб — рубка капусты и заготовка ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником. «На Воздвиженье первая барыня — капуста», «Смекай, баба, про капусту в Воздвиженьев день», «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой», «На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца».

В старину в этот день красны девушки,надев нарядные одежды, хаживали из дома в дом — рубить капусту. Входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником. Капусту рубили с весёлыми песнями; гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, «хлебальный пирог», подавались разные угощенья-заедки (смотря по достатку хозяев). Молодёжь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, начинались осенние девичьи вечеринки, называемые «капустниками», «капустками», «капустницами», «капустенскими вечерами», всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся на Покров. Капустницы на Руси продолжались две недели.

Существовало поверье: если, собираясь на воздвиженский капустник, девушка семь раз прочитает заговор: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имярек) любовь ко мне девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца — веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!», то понравившемуся ей парню, приглянется ее красота.

В летописях этот день именовался «Ставровым днем». Вокруг селений совершались крестные ходы, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви.

С использованием материалов:
www.ethnomuseum.ru/vozdvizhenie
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%...

@темы: Информация к размышлению

URL
Комментарии
2014-09-27 в 15:07 

Интересно. спасибо.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Ничто не случайно

главная